Как придумали Volkswagen Bus? Во всем виноваты британцы!
Знаменитому автобусу Volkswagen с задним расположением двигателя в этом году исполняется 70 лет. Это один из самых известных и универсальных автомобилей. Его обожали хиппи Америки, ценили энергетические компании Германии и курьеры Бразилии, где он производился до 2013 года, а также любили миллионы семей, которым требовался просторный, практичный и недорогой автомобиль.
Но этого автобуса могло не быть, если бы не курьез. В 1946 году Volkswagen создал малоизвестный автомобиль под названием Plattenwagen. Нужен он был для перевозки деталей и компонентов по территории завода в Вольфсбурге (Германия). Функциональность машины преобладала над формами, что видно на фото. Но все же это была не просто моторизованная платформа, заменяющая вилочные погрузчики.
В декабре 1945 года на восстановленном после войны заводе начали выпускать Volkswagen Beetle, благодаря чему город ожил, а люди получили рабочие места. Но все же условия работы были чрезвычайно тяжелыми из-за нехватки материалов и оборудования.
«Я позаимствовал у британской армии несколько вилочных погрузчиков с бензиновыми двигателями. Но официальные лица сказали: «Нам надо их вернуть». Директор завода Рудольф Брерманн буквально взорвался: «Завод встанет из-за такой мелочи!». Я сказал: «Не будь дураком, мы автомобильный завод, конечно, мы что-то придумаем». Я взял шасси Kübelwagen или Käfer, положил на него доску, поставил водительское сиденье над двигателем, добавил рулевое колесо и получил Plattenwagen», — рассказывает офицер британской армии майор Иван Херст, который занимался послевоенным восстановлением предприятия Volkswagen.
Это действительно оказалось просто. Платформа Beetle была модульной задолго до того, как появился сам термин. В Volkswagen не помнят, сколько экземпляров Plattenwagen было выпущено, но их производство длилось с 1946 по 1973 годы. Существовало несколько вариантов этого грузовика на базе Beetle, в том числе с закрытой кабиной для уличного использования.
Plattenwagen был разработан исключительно для внутреннего использования и не предназначался для дорог общего пользования. И все же спрос на универсальные коммерческие автомобили в послевоенной Европе был огромным. Бен Пон, который стал официальным голландским импортером Volkswagen в 1947 году и через два года отправил первый Beetle в США, пытался убедить Херста, что людям нужен такой надежный и дешевый коммерческий автомобиль, как Plattenwagen. Он видел его в действии, когда посещал Вольфсбург в 1946 году.
В апреле 1947 года Пон набросал незамысловатый эскиз фургона на базе Жука. По сути, это была более совершенная версия Plattenwagen, которая в большей мере соответствовала потребностям людей. Но Volkswagen был занят производством Beetle и заводу не хватало ни времени, ни персонала для разработки и производства фургона. Поэтому идея Пона отправилась в стол.
Конструкторские работы начались только через несколько лет, а производство автобуса, известного как Type 2, - в марте 1950 года. В общем, конечный продукт очень напоминал фургон, изображенный на рисунке Пона, но он не был построен на платформе Beetle.
- Первые VW Bus до сих пор ценятся, коллекционируются и дорабатываются. Например, этот экземпляр сделали полностью электрическим.
Фото: Volkswagen